вторник, 30 ноября 2010 г.

Примерная концепция многоагентной модели программы освоения ресурсной базы федеративного государства

Набросок агентной модели содержит в себе следующие компоненты: 1) агенты – федерация, регионы, частные отраслевые компании, финансовые компании, 2) объекты – ресурсные месторождения (нефтяные, газовые, нефтегазовые, железорудные, цветных металлов, угольные и др.), участки транспортных дорог как существующие, так и планируемые к постройке, объекты транспортной инфраструктуры (порты, терминалы, транспортно-логистические комплексы и т.д.) 3) свойство среды задает схема налогообложения, 4) список экспортных цен по каждому ресурсу.
Если рассматривать государство в целом как агента, то это агент, которому изначально принадлежат все ресурсные месторождения. Также он имеет бюджет и заинтересован в его пополнении. Пополняется бюджет государства в модели за счет продаж лицензий, дающих право частным компаниям на добычу ресурса на конкретных месторождениях, или за счет участия в проектах освоения природных ресурсов на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Соглашение о разделе продукции подразумевает фиксированную долю государства в прибыльном объеме добычи в размере 70% и фиксированную, изначально оговоренную цену (обычно равную экспортной).
Для того чтобы привлечь частные компании, государство проводит конкурсы или аукционы. В рамках конкурса частные компании формируют свои конкретные программы по освоению месторождения, а государство выбирает среди них наиболее привлекательные (по технико-экономическим показателям). Если конкурсные предложения поступают «в конвертах», и ни один участник конкурса не знает о предложениях других участников, то с аукционом ситуация иная – он дает возможность частным компаниям «улучшить» свои предложения. Обычно это выражается в твердой сумме – в виде платы за лицензию или доли государства в СРП.
Агенты-частные компании в первую очередь заинтересованы в получении максимальной финансовой отдачи от реализации проектов. Поэтому конкуренция за проекты с высокой рентабельностью будет выше, чем за проекты менее выгодные. И в более выигрышном положении будут крупные компании, способные привлечь значительные суммы в качестве платы за пользование месторождением (в том числе - с помощью финансовых компаний, обеспечив соответствующие гарантии).
В рамках данной концепции для частных компаний также существует и другой способ повышения рентабельности проектов по освоению ресурсных месторождений. Транспортная доступность некоторых месторождений оставляет желать лучшего либо географическое положение некоторых месторождений позволяет существенно снизить транспортные издержки за счет использования альтернативных видов транспорта, но соответствующая инфраструктура отсутствует. Поэтому целесообразно развивать транспортную инфраструктуру: строить новые участки дорог, создавать порты, терминалы, развивать ТЛЦ. Но проблема в том, что объем финансовых вложений в предприятия такого масштаба может быть довольно существенным. Поэтому частные компании, осваивающие (или планирующие осваивать) территориально близкорасположенные месторождения, ради получения желаемого эффекта могут объединять свои усилия, выступая в качестве соинвесторов.
Итак, в общих чертах модель описана. Однако внимательный читатель может заметить, что нигде не учитывается специфика федеративного устройства государства – нет отдельных субъектов федерации, которые также участвуют в процессе взаимодействий. Всю полноту государственных полномочий осуществляет лишь один агент.
Разделим все ресурсные месторождения на два типа:
1) Находящиеся в федеральной собственности;
2) Находящиеся в собственности у регионов.
Также будем учитывать то, что региональная власть может лоббировать свои интересы на федеральном уровне – снижать стоимость проведения работ на месторождениях, например, за счет государственного финансирования проведения геологоразведочных работ. Для чего это надо региональной власти? Например, для того чтобы повысить привлекательность месторождения и увеличить уровень конкуренции за право его освоения.
Подведем итог.
Структура многоагентной системы
Агенты

Федерация
Свойства:
• Имя – строковая величина
• Бюджет – денежная величина
• Наименование отрасли – строковая величина
Объекты:
• Месторождения природных ископаемых – по типам месторождений
Действия:
• Провести конкурс
• Провести аукцион
• Провести комплекс геологоразведочных работ на месторождении

Регион
Свойства
• Имя – строковая величина
• Бюджет – денежная величина
Объекты:
• Месторождения природных ископаемых – по типам месторождений
Действия:
• Провести конкурс
• Провести аукцион
• Лоббировать проведение геологоразведочных работ

Частная компания
Свойства:
• Имя – строковая величина
• Финансы – денежная величина
Объекты:
• Разрабатываемые месторождения природных ископаемых – по типам месторождений
• Строящиеся объекты инфраструктуры – участки дорог, порты, терминалы, ТЛЦ
Действия:
• Участвовать в конкурсе
• Участвовать в аукционе/Повышать цену предложения
• Координироваться для развития транспортной инфраструктуры
• Участвовать в финансировании строительства объекта транспортной инфраструктуры
• Сделать запрос на получение кредита
• Предоставить гарантии на кредит
• Освоение месторождения
• Отчисления в бюджет региона/федерации
• Выплаты по кредиту
Финансовая компания
Свойства:
• Имя – строковая величина
• Финансы – строковая величина
Действия:
• Выдать кредит
• Отказать в выдаче кредита

Объекты

Месторождение (определенного типа)
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Запасы (с указанием ед. изм.) – число
Объекты:
• Инцидентные участки дорог – типы дорог

Порт/терминал
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Вместимость (в задан. ед.) – число
Объекты:
• Инцидентные участки дорог – типы дорог

Планируемый к постройке порт/терминал
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Проектная вместимость (в задан. ед.) – число
• Оценочная стоимость строительных работ – денежная величина
Объекты:
• Инцидентные участки дорог – типы дорог

Мультимодальный логистический центр
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Вместимость (в задан. ед.) – число
Объекты:
• Инцедентные участки дорог разного типа

Планируемый к постройке мультимодальный логистический центр
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Проектная вместимость (в задан. ед.) – число
• Оценочная стоимость строительных работ – денежная величина
Объекты:
• Инцедентные участки дорог - участки дорог разного типа

Участок дороги (ж/д, автодорога, морской путь, воздушный путь)
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Величина грузопотока в одну и другую сторону за год (в тоннах) - число

Планируемый к постройке участок дороги (ж/д, автодорога)
Свойства:
• Название – строковая величина
• Географическое положение – набор координат
• Планируемая величина грузопотока в одну и другую сторону за год (в тоннах) – число
• Оценочная стоимость строительства – денежная величина

Среда
Свойства:
• Действующая система налогообложения (включает ставку НДПР, налог на прибыль)
• Часть координатной плоскости (задается набором координат)

Комментариев нет:

Отправить комментарий