вторник, 30 ноября 2010 г.

Компьютерное моделирование реализации транспортных проектов федерального уровня


Введение
На сегодняшний день актуально использование программного обеспечения на базе концессий, позволяющего частному инвестору рассмотреть различные инвестиционные государственные предложения. Данные предложения могут создаваться на федеральном и региональном уровне, в пределах различных интегрированных производственно-транспортных зон (ИПТЗ).
Разработанный программный инструментарий «Концессия» позволяет создавать схемы крупных концессионных транспортных проектов и проводить оценку их привлекательности.

1.Интерактивное создание производственно-транспортной инфраструктуры

Предполагается, что с программой «Концессия» взаимодействуют три пользователя: Федерация, Регион и Инвестор.

Рис. 1. Создание сети дорог и участков ИПТЗ
Пользователь, представляющий федеральную власть, создает новый проект и с помощью редактора концессионных схем определяет концессионное соглашение. Редактор позволяет как создавать соглашения с чистого листа, так и использовать готовые шаблоны (BOT, BTO, BOOT, BBO, Shadow) [1-3]. Используя модуль налогообложения, он создает налоги, действующие во время выполнения проекта. После этого он создает карту-схему государства (см. рис. 1) и с помощью специальной функции встроенного редактора загружает графический файл с изображением федеральной территории, намечает на ней интегрированные производственно-транспортные зоны, выбирает концессии. На этой же карте-схеме пользователь строит сеть транспортных дорог. Дороги бывают двух типов: существующие и планируемые к постройке. Пользователь относит созданные участки сети к одной из созданных интегрированных производственно-транспортных зон. Выполнив эти действия, он передает право хода следующему пользователю – Региону.
Пользователь, представляющий Регион, в пределах выбранной для концессии интегрированной производственно-транспортной зоны определяет особенности территории. В редакторе карт-схем он загружает графический файл с картой региона, наносит на карту месторождения полезных ископаемых,  имеющиеся водные и лесные ресурсы. Также пользователь схематически изображает определенные Федерацией участки транспортной сети, соответствующие выбранной ИПТЗ.
Инвестор, в свою очередь, на имеющейся территории определяет планируемые к постройке ресурсодобывающие и ресурсоперебатывающие предприятия.
После того, как карта-схема сформирована, пользователи работают с  модулем сценарного анализа. Инвестор определяет план производства: для каждого предприятия задает объем добываемых ресурсов и цены на продукцию. Также он составляет план затрат на строительство новых дорог в соответствии со своими обязательствами по концессионному соглашению. При помощи модуля анализа выполнения проекта генерируется таблица, в которой приводятся результаты экономических расчетов по каждому году выполнения проекта, а также итоговые данные по проекту. На основе срока окупаемости инвестиций, динамики ежегодных доходов, величины итоговой прибыли Инвестор может судить о привлекательности проекта.

2. Моделирование с помощью мультиагентных систем

Мультиагентные системы – это перспективное, активно развивающееся научное направление в области искусственного интеллекта. Агент – это компьютерная программа, которая помещена в некоторую среду и способна с ней автономно взаимодействовать[4].
Простейшие агенты состоят из следующих частей: сенсорный блок, блок выполнения действий.
Обычно выделяют несколько видов сред (с точки зрения агента): детерминированные  / стохастические, дискретные / непрерывные, одноагентные / многоагентные,  эпизодические / последовательные, полностью / не полностью наблюдаемые, статические / динамические и др. Однако для построения полноценной мультиагентной системы недостаточно сущностей «агент» и «среда».  Интеллектуальный агент – это агент, способный оперативно реагировать на изменения среды, в которую он помещен, обладающий возможностью и способностью брать инициативу на себя для достижения целей, поставленных при его проектировании, готовый к сотрудничеству, ведению переговоров, координации с другими агентами для достижения поставленных целей. Соответственно, мультиагентная система состоит из среды и взаимодействующих (со средой и между собой) агентов. Мультиагентную систему можно сравнить с объектно-ориентированной (ОО) системой, т.к. и агентов, и среду можно представить в виде объектов. Однако если при проектировании ОО системы проектировщик закладывает в неё изначально некоторую целенаправленность (и объекты действуют согласованно для достижения целей системы), то при мультиагентном моделировании это оказывается не всегда верным. Т.е. в мультиагентных системах может иметь место конкуренция, борьба между агентами [2, 4].
Цели одних агентов могут идти вразрез с целями других агентов, являться взаимоисключающими. Вполне вероятна ситуация, когда действия одних агентов направлены на то, чтобы помешать другим агентам достичь своих целей.
Говоря об интеллектуальных агентах, нельзя не упомянуть о теории намерений, которая частно используется при проектировании агентов. В рамках этой теории агенты рассматриваются как сущности, обладающие ментальными (психическими характеристиками). Агент обладает намерениями, убеждениями, желаниями, способностями, сознанием, свободой воли. Считается, что выполняя какое-то действие, он действительно желает, чтобы это действие осуществилось. Теория намерений является, по сути, упрощенной человеческой психологией. С одной стороны, проектирование в рамках этой теории позволяет добиться интеллектуального поведения, с другой стороны – с помощью этой теории возможно доступно и ясно объяснять функционирование сложных систем, внутреннее устройство которых подчас нам неизвестно [2].
Исходя из вышесказанного, участников государственно-частных отношений можно рассматривать как агентов, обладающих намерениями. Рассмотрим каждого из них более подробно:
Региональная власть:
1)     Предоставляет инвестору существующую инфраструктуру, трудовые, земельные, энергетические и др. ресурсы для освоения месторождений природных ископаемых;
2)     Заинтересована в повышении уровня жизни населения;
3)     Занимается развитием экономики региона.
Федеральная власть:
1)     Заинтересована в развитии транспортной инфраструктуры страны;
2)     Стремится повысить уровень денежных поступлений в государственный бюджет;
3)     Может предоставить для разработки месторождения полезных ископаемых;
4)     Старается привлечь частные инвестиции в экономику страны;
5)     Формирует инвестиционный климат;
6)     Определяет нормативно-правовую базу осуществления проекта;
7)     Создает набор инвестиционных предложений;
8)     Обладает навыками ведения переговоров и способностью корректировать инвестиционные предложения.
Инвестор:
1)     Обладает соответствующими ресурсами для создания транспортных магистральных автомобильных дорог, транспортно-логистических узлов;
2)     Способен создать проект интегрированной производственно-транспортной зоны, в котором присутствуют ресурсодобывающие, ресурсоперерабатывающие предприятия, а также комплексы энергоносителей и др. сопутствующие инфраструктурные элементы;
3)     Имеет необходимые ресурсы для выполнения деятельности по строительству и управлению, эксплуатации, ремонту, модернизации хозяйственных объектов;
4)     Заинтересован в создании высокорентабельных предприятий;
5)     Имеет финансовую, материально-техническую базу для реализации крупного транспортного проекта;
6)     Обладает навыками ведения переговоров в процессе выбора инвестиционных предложений.
Как можно увидеть, некоторые намерения агенты не смогут реализовать, действуя обособленно. Им приходится действовать совместно и координировать свои действия при осуществлении проекта. Регион предоставляет трудовые ресурсы,  услуги инфраструктуры Инвестору, Федерация выдает разрешение на  распоряжение, пользование месторождениями природных ископаемых, Инвестор создает предприятия, добывает и перерабатывает ресурсы, создает производственно-транспортную инфраструктуру, занимается сбытом продукции, получает доход, отчисляет средства в государственные бюджеты разных уровней и т.д. В данную модель заложен и конфликтный характер таких отношений, который часто имеет место в действительности: Федерация стремится минимизировать государственные издержки, реализовать проект с наименьшими тратами, а инвестор желает получить максимальную финансовую отдачу от проекта.
Литература
1.      Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 146. М.: Московский общественный научный фонд; Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2003 г.
2.      Чиркунов К.С. Разработка ПО для деловой игры «Концессии в крупных транспортных проектах» //Материалы XLIV Международной научной студенческой конференции «Студент и технический прогресс»: Информационные технологии/ Новосиб. гос. университет. Новосибирск, 2006 г. С. 100-101.
3.      Чиркунов К.С. Компьютерная деловая игра «Концессия: способ реализации крупных транспортных проектов»// Материалы XLV Международной научной студенческой конференции «Студент и технический прогресс»: Информационные технологии / Новосиб. гос. университет. Новосибирск, 2007 г. С. 152-153.
4.      Wooldridge M. An introduction to multiagent systems. John Wiley and Sons Ltd, Chichester, 2002.


Cправка: Концессия – система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом), и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате передачи концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление других видов государственной деятельности[1].

Комментариев нет:

Отправить комментарий